Почему наша деятельность важна?

По данным мировой статистики число речевых расстройств и различных отклонений в поведении и развитии у детей дошкольного возраста неуклонно растет: 80 из 100 новорожденных — физиологически незрелые; у 70 – поражения центральной нервной системы: 40% — в раннем возрасте нуждаются в реабилитации; почти каждому второму от 5 до 7 лет требуется коррекция.

Особенно часто в последние годы наблюдаются задержки речевого развития: дети начинают поздно говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Такая картина не только в России, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. В середине 70 годов прошлого века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.

Санкт-Петербург не является исключением: число детей-логопатов ежегодно увеличивается, при этом все больше становится детей с тяжелыми нарушениями речи.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности: страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижается объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения, забывается последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, отстают в развитии словесно – логического мышления. Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности. Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, проявляются аффективные реакции на непонимание их речи или невозможность высказать свои мысли. В дальнейшем проблемы с речью порождают проблемы с учебой, с коммуникацией, в конечном итоге — с социализацией ребенка в обществе.

Спектр причин речевых расстройств у детей очень широк: плохая экология, хронические заболевания родителей, проблемы родовспоможения, некачественные продукты и т.д.

Одной из причин такого положения дел является отсутствие в городе системной работы по информированию родителей о ранних признаках нарушений в развитии ребенка, в том числе и речи. Все это не позволяет обеспечить своевременное выявление таких расстройств и получение квалифицированной логопедической помощи.

Также сказывается нехватка специализированных логопедических садиков и логопедов-дефектологов.

Актуальными является и вопросы непосредственно коррекции речи, которая в большинстве случаев сводится к кратковременным занятиям с логопедом, тогда как требуется комплексный подход.